Российской железной дороге нужен модератор
О том, какие меры нетарифного характера можно предпринять, чтобы снизить напряженность, связанную с необходимостью системного повышения тарифов, ставок, сборов во всей логистической цепочке, на деловом семинаре «Тарифообразование: тарифы РЖД и ставки операторов», организованном РЖД-Партнером, рассказал заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Синев.
По словам эксперта, смягчить напряженность системного повышения различных типов платы с участников перевозочного процесса можно, во-первых, вернув «с головы на ноги» конвергентный принцип регулирования (по принципу схожести), при котором будет обеспечена предсказуемость долгосрочных тарифов по всей логистической цепочке. Так грузоотправители смогут планировать свою работу.
«Во-вторых, должны обеспечиваться одно окно, технологическая интеграция, минимальная стоимость услуг (не выше платежеспособного спроса), гарантированный стандарт их оказания, максимальная публичность оказания услуг без всяких ДМЗИ и, конечно, безопасность, скорость, качество и комфорт, – подчеркивает А. Синев. – Необходимо возвращаться к той конвергентной системе, которая обеспечивает свободу экономической деятельности в конкурентных сегментах и производит эффективное регулирование естественно-монопольных сред».
В качестве примера он привел систему, действующую в США, которая выполняет функции своеобразного модератора. Например, у отдельной компании есть запрос на закупку маневровых локомотивов. Регулятор включает функцию модератора, собирает всех, заключает соглашение, составляет совокупный заказ на эти локомотивы, состыковывает участников. Стратегия регулирования «от цели» вполне может принести комплексные положительные эффекты.
«Задача – увязать объемы закупки с возможностями грузоотправителя, рассчитать, во что это встанет для рынка, определить источники ресурсного обеспечения. Таковы функции регулятора – найти системные решения для всех участников рынка по комплексной, конкретной проблеме», – подчеркивает эксперт.
Источник: rzd-partner.ru