ЭКСПОГЕРТ
Рельсы, шпалы, оборудование и материалы ВСП
8 (916) 905-97-49
8 (916) 587-33-60
 Режим работы:
с 8:00 до 17:00
   без обеда

 выходн: СБ-ВС

 8 (800) 234-33-60

звонок по России бесплатный
  • продажа рельс
  • продажа рельс
  • продажа рельс
  • контактный рельс для метро
  • контактный рельс

РЖД исполнилось 22 года.

ржд 22 года1 октября 2003 года ОАО «РЖД» начало свою хозяйственную деятельность. Эта дата считается днем рождения компании, хотя само постановление правительства РФ № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» датировано 18 сентября 2003 года.

А до этого работа велась согласно постановлению правительства РФ № 384 от 18 мая 2001 года, где было особо отмечено, что создание ОАО «РЖД» должно было стать итогом I этапа реформирования железнодорожной отрасли.

От чего предстояло уйти? МПС получало через Госплан комплекс заданий по объемам отправки грузов и пассажиров. Эти планы спускались железным дорогам с добавками еще перечня качественных показателей по использованию подвижного состава, скорости, расходам электроэнергии и топлива. А дальше задания по отделениям, а те – по линейным предприятиям.

Реформа была задумана в три этапа. На I этапе (2001–2002 гг.), подготовительном, функции госрегулирования отделялись от хозяйственного управления – с выделением имущественного комплекса, на фундаменте которого и был выстроен корпоративный каркас ОАО «РЖД».

На II этапе (2003–2005 гг.) из ОАО «РЖД» стали выделять в дочерние компании отдельные виды бизнеса – основные и неосновные. В последние включали те, что в дальнейшем предполагалось частично продать в частные руки.

На III этапе реформы (2006–2010 гг.) намечалось создать развитый конкурентный рынок железнодорожных перевозок. Он предусматривал первоначально появление независимых перевозчиков, частных ВРП и других компаний. Однако реформа завершена не была – рынок ограничился созданием частных операторов вагонов, а тягу в итоге зачислили в инфраструктурный актив холдинга. Проблемным остался вопрос и о модели управления вагонными парками. Она по-прежнему ориентирована на плановые показатели – Госплана давно нет, но на РЖД, как и ранее, стремятся «дициплинировать» клиентов работать вне спота – так, как будто в экономике и нет рыночных колебаний грузопотоков.


С момента создания компания планомерно решала задачи по повышению эффективности перевозочного процесса. Важнейшей задачей реформирования железнодорожного транспорта в России также было снижение транспортной составляющей в цене перевозимой промышленной продукции.

И за первые 10 лет работы ОАО «РЖД» этот показатель уменьшился по коксующемуся углю на 14%, по нефти – на 18%, по дизтопливу – 15%, мазуту – 49%, руде железной – 33%, чугуну – 8% и зерну – на 3%. Но в дальнейшем первоначальные достижения были нивелированы опережающими темпами индексации тарифа перевозчика. Прейскурант 10-01 был утвержден в 2003 г. И с тех пор вырос к 2023 году в 5 раз, отметили эксперты.

Причем, если поначалу тариф перевозчика индексировался по принципу «инфляция минус», то в 2021–2024 гг. – рос опережающими инфляцию темпами при любых условиях на рынке. И если в 2010–2021 гг. тарифы РЖД индексировались раз в год – с 1 января, то в 2022–2023 гг. было уже по два повышения. Общий прирост за указанные два года составил рекордную величину: +44,6%. С начала декабря 2024 г. перевозчик увеличил тарифы на отправку грузов на 13,8%. Плюсом к указанной индексации с 1 января 2025 г. на 10% выросли тарифы на порожний пробег ряда родов вагонов. При этом вместо прежней формулы с января 2025 года применен «композитный индекс» – показатель, учитывающий темпы роста издержек монополии.

За 22 года на РЖД перевезли свыше 25 млрд пассажиров и во всех направлениях доставили более 27 млрд т грузов. Правда, в последние годы погрузка на сети стала снижаться. В частности, в 2024 году по сравнению с 2019-м – она упала на 7,6%, в январе–августе 2025 года – еще на 7,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Получается, что грузов на сети стали перевозить меньше, но дороже.


За 22 года было приобретено для работы на сети около 1,1 млн новых грузовых вагонов и закуплено более 9,6 тыс. новых локомотивов отечественного производства. Вместе с тем, благодаря частным инвестициям вагонов на сети – в избытке, а тяги – по-прежнему дефицит. Аналогично можно сказать и о пропускной способности путевой инфраструктуры.


ОАО «РЖД» остается крупнейшим работодателем РФ по численности сотрудников: около 680 тыс. человек. С одной стороны, персонал сократился. А с другой – обострились вопросы с нехваткой персонала на местах. В частности, с лета 2024 года обострилась проблема дефицита локомотивных бригад. И это все – на фоне сокращения погрузки.

 

Источник: rzd-partner.ru