ЭКСПОГЕРТ
Рельсы, шпалы, оборудование и материалы ВСП
8 (916) 905-97-49
8 (916) 587-33-60
 Режим работы:
с 8:00 до 17:00
   без обеда

 выходн: СБ-ВС

 8 (800) 234-33-60

звонок по России бесплатный
  • продажа рельс
  • продажа рельс
  • продажа рельс
  • контактный рельс для метро
  • контактный рельс

Индексация тарифов на железнодорожную перевозки

Ожидаемая индексация тарифов на железнодорожную перевозку может усилить конкуренцию с автотранспортом
Такой прогноз на конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии», организованной РЖД-Партнером, дал руководитель Информационного центра операторов Николай Михайлов. Он назвал усиление конкуренции с другими видами транспорта одним из актуальных трендов на ж/д рынке.
«Конкуренция с тем же автотранспортом сейчас выходит на новый уровень. Если раньше на длинных плечах железнодорожный транспорт чувствовал себя в безопасности, то сейчас конкуренция переходит уже и в этот сегмент. Автотранспорт может предложить более быструю доставку, предсказуемую по срокам. У железной дороги остается только конкуренция по цене», – комментирует Н. Михайлов. Ожидаемая индексация тарифов на железнодорожную перевозку, скорее всего, тенденцию ухода грузов только усилит, даже те клиенты, что находились в сомнениях, могут решиться на обращение к автотранспорту, добавил он.

Хотя, к примеру, по прогнозу представителя отрасли автоперевозок, заместителя генерального директора ООО «ТРАСКО» по автомобильным перевозкам Александра Шилинчука, прозвучавшему на конференции, в перспективе большая часть грузов все же будет перемещаться по железной дороге.

Среди других актуальных трендов, влияющих на весь ж/д мир – на грузовладельцев, операторов, владельцев инфраструктуры, эксперт назвал высокий оборот вагона, снижение уровня погрузки, высокую стоимость новых вагонов. На рост оборота вагона эксперт предлагает посмотреть под углом того, что он создается в том числе из-за необходимости приобретать вагоны, чтобы вывезти грузы в условиях недостатка инфраструктуры, локомотивной тяги и других проблем сети. Высокий оборот вагона при этом задает негативные тренды на операторском рынке: «Это влечет за собой в том числе увеличение расходов. При высоком обороте возникают дефициты. Они заставляют приобретать новый парк, но при этом сокращаются и доходы, так как в единицу времени вагон делает меньше работы, а значит, приносит меньше доходов».

Дефициты подвижного состава способствуют обозначенному тренду на снижение погрузки, который особенно заметен в последние месяцы – как мы помним, в августе погрузка снизилась на 5,6% к тому же месяцу в 2023 году, в сентябре – на 6%. Тренд на снижение погрузки глава ИЦО назвал долгоиграющим и при этом опасным – в том смысле, что сокращение перевозки говорит о том, что конкуренты выигрывают в определенный момент времени в борьбе за грузы, но позднее вряд ли захотят отдавать их обратно на сеть.

Подробнее о тренде роста стоимости новых вагонов: по словами Н. Михайлова, он начался раньше 2024 года, но продолжился и в нем. При этом окупаемость нового парка в текущих условиях находится под вопросом. При дефиците вагонов ставки аренды вагонов, ставки их предоставления под погрузку растут – это произошло в конце 2023 года. В первой половине 2024 года рост прекратился, говорит Н. Михайлов.

«Определяющим фактором стало снижение погрузки. Для ряда сегментов снижение погрузки вызвано в том числе и насыщением спроса в текущих ценовых условиях: клиенты не готовы платить больше, везти больше при данном уровне цен. Операторы в этой связи вынуждены сокращать свою маржу, чтобы удержать клиента», – сообщает эксперт.

Для операторского сообщества основной результат всех обозначенных трендов – снижение рентабельности операторского бизнеса. Это, в свою очередь, подтолкнуло к изменениям состава участников операторского рынка – тут следует вспомнить крупные сделки по продаже компаний-операторов, прошедшие в конце 2023 года. «Владельцы хотели выйти на достаточно высоком рынке: грядущие списания подвижного состава, требующие больших вложений, выглядели рискованными в текущей ситуации. Покупатели же вошли в сделки, чтобы усилить свое влияние на рынке, но также – чтобы покрыть риски того, что вагонов им не хватит. Один из новых трендов в операторском бизнесе – увеличение количества кэптивных компаний: больше грузоотправителей покупают вагоны для себя, чтобы обеспечить свою погрузку и снизить риск отсутствия вагонов», – рассуждает Н. Михайлов. По его мнению, эта тенденция будет продолжена.

По прогнозам эксперта, в 2025 году должно произойти снижение производства вагонов, а также снижение цен на них. О том, как снизить риски для всего ж/д мира от высокого оборота вагона и снижения погрузки, пока не ясно. Эксперт напомнил о вышедших новых предложениях от Минэнерго, с помощью которых предлагается улучшить положение дел на ж/д сети, но большинство пунктов, по его мнению, не новы и уже звучали из уст РЖД раньше.


Источник: rzd-partner.ru