Последняя миля РЖД
РЖД готовы взять на себя «последнюю милю»
Споры о роли контейнера в грузоперевозках шли весь 2023 год: ящик предлагали после использования отправить на металлолом, или вернуть собственнику за дополнительное вознаграждение. На II Международной конференции «Наука 1520 ВНИИЖТ: загляни зa горизонт» ученые предложили контейнеры или перевозить в два яруса, или изменить их размер до минимальных пяти тонн. РЖД-Партнер ознакомился с работой.
РЖД готовы взять на себя «последнюю милю»
Маленький ящик
Современные рыночные условия диктуют новые требования к перевозкам мелких партий грузов, так начал работу Николай Кириллов, заместитель начальника Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ЦМ (по развитию). По мнению железнодорожника, на сети нужны не только платформы для перевозки 20- и 40-футовых контейнеров, но и специализированные среднетоннажные контейнеры массой в пять и десять тонн. Эксперт подчеркивает, они необходимы для перевозки мелких партий груза.
«В последнее время объем груза уменьшается, появилось много некрупной бытовой техники, комплектующих различного рода и тому подобных грузов, которые необходимо возить небольшими объемами», – значится в его докладе.
Грузовладелец к железнодорожному монополисту предъявляет ряд требований, среди которых и бесконтактная доставка, и варианты по срокам доставки: одни просят быстро, но дорого, другие дешево, но медленно. Рынок формирует запрос на фоне роста объемов внутренних перевозок. А это значит, что в спросе у рынка сборные партии грузов, которые можно оформить посредством интернет. Выход РЖД видят в организации перевозок мелких партий груза в контейнерах вместимостью от 5 до 10 тыс. тонн железнодорожным и автомобильным транспортом. Более того, со слов Н. Кириллова, РЖД готовы забирать средне- и малотоннажные контейнеры «от двери» грузоотправителя, автомобилем его доставлять на железнодорожную станцию, перегружать там на железнодорожный транспорт, а конечной точкой РЖД называют не железнодорожную станцию, а адрес грузополучателя. Да, РЖД готовы взять на себя «последнюю милю». Фантастика? Со слов Н. Кириллова – нет.
Долгосрочную программу ребрендинга терминально-складского комплекса РЖД реализуют четвертый год. За период с 2022 года компания разработала техническое задание, уже существует рабочая конструкторская документация на изготовление контейнеров в 5 и 10 тонн, а также съемного оборудования для их крепления на фитинговой платформе. Они не только изготовлены, но даже прошли приемочные испытания. В этом, 2024-м, году оборудование внедрят, правда пока в тестовом режиме.
«Изначально планировалось, что технология перевозки мелких партий грузов в специализированных контейнерах начнет работать в 2025 году, но уже сейчас присутствует четкое понимание, что его реализация в тестовом формате начнется в 2024 году», – заключает Н. Кириллов.
Ящики в два яруса
В Центре фирменного транспортного обслуживания (по развитию транспортно-логистической деятельности) предлагают перевозить контейнеры в два яруса. В РЖД подчеркивают, на сети зафиксировано неполное использование грузоподъемности подвижного состава. «Внедрение технологии перевозки крупнотоннажных контейнеров с погрузкой в два яруса на отдельных направлениях может стать инструментом для развития и совершенствования перевозок крупнотоннажных контейнеров», пишет компания в своей работе, также представленной на II Международной конференции ВНИИЖТ.
Хотя данное предложение от ЦФТО сложно признать инновацией в чистом виде. Технологию перевозки контейнеров в два яруса создали еще в конце прошлого века, в веке XXI ее успешно используют в США и Индии. Да и в России могли бы. ВНИИЖТ еще десять лет назад, в 2003 году, разработал платформу для перевозки контейнеров в два яруса. Однако она так и осталась в виде эксперимента, ее так и не вывели на сеть. В 2023 году АО «Федеральная грузовая компания» провела новое исследование и выяснила, что 92% перевозок всех контейнеров по сети железных дорог – это 40-футовые контейнеры, но они не подходят под габариты платформы. 20-футовые контейнеры подходят в большинстве случаев, их можно погрузить вторым ярусом, но нагрузка на ось превышает установленные РЖД нормативы. Итого на двухъярусные платформы возможно погрузить около 10% от общего парка 20-футовых контейнеров и только 4% – 40-футовых. Однако ученые на намерены сдаваться. Двухъярусные контейнерные поезда способствуют увеличению пропуска контейнеров в Китай через Забайкальск, настаивают они в своей работе.
«Двухъярусный вариант перевозки контейнеров потенциально является ресурсом повышения конкурентоспособности железных дорог на рынке транспортных услуг. В последнее время рассматривается большое количество проектов по перевозке контейнеров в два яруса», – сообщается в работе.
Обсуждается также возможность строительства дополнительной линии к китайскому пограничному пункту Маньчжурия. «В условиях увеличения объема контейнерных перевозок, когда на определенных участках провозные способности используются на максимум, применение новых транспортных продуктов на основе двухъярусной перевозки может изменить ситуацию», – резюмирует представитель ЦФТО в исследовательской работе.
Источник: rzd-partner.ru