В составе грузового поезда запустили тестовую партию мини-контейнеров
Среднетоннажные модули массой 5 и 10 тонн отправили из московского таможенно-логистического центра на Дальний Восток. РЖД-Партнер выяснял у экспертов, кому могут быть интересны такие относительно небольшие емкости, и в чем их преимущество по сравнению с привычными 20- и 40-футовыми контейнерами.
В составе грузового поезда запустили тестовую партию мини-контейнеров
Вернуть ушедшее
На днях «РЖД» отправили шесть среднетоннажных контейнеров в первую поездку в составе грузового поезда. Опытные образцы модулей и платформы для их крепления на фитинговых платформах разработал отраслевой институт ВНИИЖТ.
Похожее контейнерное оборудование использовалось в советское время для внутренних железнодорожных перевозок. Вероятно, с необходимостью применения таких контейнеров столкнулись и сейчас.
«Малотоннажные контейнеры – 3 и 5 тонн – использовались «ТрансКонтейнером» до 2010 года. Затем РЖД отказались от их использования. В основе этого решения было три причины: во-первых, парк контейнеров был сильно изношен, а новые контейнеры на территории России не производились; во-вторых, перевозка в них обходилась слишком дорого и была экономически невыгодна; в-третьих, объем перевозок в таких контейнерах составлял ничтожную долю от общего объема транспортировки. От 10-тонных контейнеров «РЖД» отказались еще раньше. Потребность в перевозке небольших партий груза есть, но если ее стоимость будет выше, чем то, что предлагает сейчас рынок, то среднетоннажными контейнерами никто не будет пользоваться. Сейчас функцию транспортировки в 5- и 10-тонных контейнерах выполняет доставка сборных грузов, которая есть как у РЖД, так и у частных компаний», – объясняет автор проекта «Белая доставка из Китая» Максим Дорофеев.
Положительный эффект в том, что использовать контейнер меньшего объема можно в случае, если у грузоотправителя не набирается необходимый объем груза для отправки 20-футового контейнера. При этом важным фактором является то, что себестоимость перевозки каждого килограмма в такой емкости будет намного выше, чем в 20-, и, тем более, в 40-футовом контейнере. Также необходимо четко рассчитывать количество груза для перевозки в таких модулях. Для сравнения, в сборном грузе можно отправить любое необходимое количество товара.
Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша полагает, что конкурировать данный сегмент будет, скорее, не с целыми 20- и 40-футовыми контейнерами, а именно со сборными сервисами и почтово-багажными перевозками.
«Ввиду не универсальности таких [контейнеров] (они не подходят для длинномерных, но легких небольших грузов), дополнительных требований к оборудованию и увеличению сроков обработки единицы подвижного состава (из-за необходимости установки адаптеров), прогноз спроса на такое специализированное контейнерное оборудование требует тщательной проработки и оценки. Однако в сегменте небольших, но регулярных поставок генеральных грузов по определенным маршрутам на большие расстояния, такой сервис может быть востребован», – говорит Дмитрий Суховерша
Выпустить «в мир» – возможно?
Вместе с тем, сейчас эксперты не видят возможности для использования такого оборудования в международных перевозках.
«Такие контейнеры нельзя будет использовать в международных перевозках, так как в других странах не будут адаптировать краны, железнодорожные платформы, автоприцепы и все необходимое для их перегрузки и доставки. Если предположить, что модули будут использоваться только для перевозок внутри России, то для возрождения контейнеров на 5 и 10 тонн, нужно заново строить инфраструктуру: контейнерные площадки, краны и прочее, а это многомиллиардные инвестиции. Мне кажется, эта идея нежизнеспособна», – добавляет М. Дорофеев.
РЖД, в свою очередь, отмечали, что с перемещением 5-тонной тары вполне справится вилочный погрузчик, а для перевозки контейнеров нет необходимости создавать специальные платформы – на фитинговые платформу устанавливается специальный адаптер, на который способны поместиться два 10- или четыре 5-футовых контейнера.
С тем, что применить разработку в международных перевозках не получится, согласен национальный менеджер по интермодальным транспортировкам Noytech Supply Chain Solutions Федор Токарев.
«5- и 10-тонные контейнеры, вероятно, не сертифицированы для международных транспортировок и не будут пользоваться большим спросом за пределами таможенного союза. Однако в случае необходимости изоляции и блокировки грузов, особенно при нестандартных контейнерных перевозках LCL в 20'DC или 40'DC, контейнеры весом 5 и 10 тонн могут быть полезными. Также они могут применяться для перевозки личных вещей и других небольших партий грузов», – подчеркивает эксперт.
Источник: rzd-partner.ru