Лизинг не намерен сдаваться
По итогам 2022-го погрузка на сети РЖД снизилась на 3,8%, до 1 млрд 234,3 млн т. А грузовых вагонов было произведено на 21,7% меньше, чем годом ранее, – более 48,5 тыс. ед. Все это привело к сокращению спроса и на лизинг вагонов. В наступившем году на рынке прогнозируется рост, но в лучшем случае – только с III квартала.
Лизинг не намерен сдаваться
Умеренность не пугает
По данным Национального рейтингового агентства (НРА), в прошлом году количество новых договоров лизинга в целом в России уменьшилось на 25%, до 272 тыс., а переданных в рамках этих договоров предметов лизинга – на 30%, до 390 тыс. шт. При этом самое значительное снижение (более чем на 60%) передаваемых клиентам предметов лизинга произошло в том числе в сегментах железнодорожного транспорта.
В прошлом году рынок лизинга железнодорожного подвижного состава проходил трансформацию на фоне переориентации экспорта на другие направления, развития новых логистических связей, прокладывания дополнительных маршрутов и каналов экспорта, а также повышения весной ЦБ РФ ключевой ставки.
В этих условиях потребность в вагонах и, соответственно, спрос на их аренду и лизинг снизились. С марта по май новых сделок железнодорожного лизинга в некоторых банках практически не было. Но по мере возвращения ставки к нормальным значениям рынок стал оживать – и у банков и финансовых организаций появились в основном сделки по рефинансированию портфелей с бывшим в эксплуатации парком.
Итоговых данных по рынку пока нет. Но по результатам 2022 года в целом эксперты не ожидали роста объемов нового бизнеса и лизингового портфеля. Подтверждают это и данные ОАО «РЖД» о снижении погрузки за прошлый год – на 3,8%, до 1 млрд 234,3 млн т.
«В дополнение к геополитике возросшие кредитные риски из-за спада деловой активности подстегивают аккуратнее относиться к выбору лизингополучателей и увеличивать размеры аванса и ставки аренды», – добавляет замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров.
По данным агентства «Эксперт РА», рынок лизинга железнодорожной техники по итогам 9 месяцев 2022-го составил 153 млрд руб., снизившись на 11%. Эксперты агентства прогнозируют умеренное падение рынка лизинга в пределах 10% на конец года. О падении на 12% говорила управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская.
На фоне снижения погрузки и падения спроса на лизинг, по данным ИПЕМ, отмечался рост вагонного парка, который не задействован в перевозках. При этом генеральный директор «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов обращал внимание на существенный дефицит именно новых вагонов, связанный в этом году не с невозможностью производителей быстро насытить растущий спрос, а с макроэкономической и геополитической ситуацией. «Множество вагонов не было поставлено на рельсы в срок из-за отсутствия комплектующих и запасных частей. И для того, чтобы заменить их аналогами, потребуется время. Часть производителей вагонов переориентировались на выпуск иной продукции, снизив объемы выпуска вагонов, что также сказалось на росте дефицита», – добавляет Р. Мухамедов.
Востребованность – разная
В прошлом году из-за внешних ограничений сформировался дефицит комплектующих, а именно – кассетных подшипников. Это, как известно, привело к падению производства инновационных вагонов. Однако больше всего вырос спрос на нефтеналивные вагоны-цистерны из-за переориентации экспортных потоков и эмбарго на морские перевозки, говорит аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. В «Регион Лизинг» увидели повышенный спрос на зерновозы и цистерны в 2022 году. Также востребованными были традиционные полувагоны и платформы. А в «ВТБ Лизинг» из 18 тыс. грузовых вагонов, которые передали клиентам за 2022 год, 56% пришлось на хопперы, 31% – на полувагоны. Платформы и цистерны были наименее популярны среди перевозчиков.
«Судя по объему производства, наиболее востребованы полувагоны (это 45% от общего объема производства) и платформы (32%). Востребованность платформ подтверждена и наличием дефицита данного вида вагонов на сети. Хорошая заинтересованность у рынка и в вагонах-хопперах. Это, пожалуй, один из перспективных парков и в 2023 году, так как связан с продовольствием, жизненно важным продуктом для населения», – считает директор управления по работе с крупнейшими клиентами (ж/д, недвижимость) АО «Сбербанк Лизинг» Маргарита Кривчикова.
Отметим, что, по данным РЖД, погрузка зерна с начала года снизилась на 6%, нефти и нефтепродуктов – на 0,3%, химических и минеральных удобрений – на 6,5%.
«Одни из самых востребованных лизинговых продуктов в этом и следующем годах – это лизинг б/у вагонов и возвратный лизинг подвижного состава. Первый продукт позволяет приобретать вагоны в условиях дефицита. Возвратный лизинг позволяет компаниям получить оборотные средства, а также оптимально структурировать лизинговую сделку в условиях санкционных ограничений», – говорит Р. Мухамедов.
Что будет востребовано в 2023 году, будет зависеть от темпов адаптации российской экономики к новым реалиям. Согласно прогнозу ОАО «РЖД», в 2023-м ожидается снижение грузовых железнодорожных перевозок на 1,2%. В результате объем нового бизнеса лизинга железнодорожной техники в 2023 году может вырасти всего на 13%, по прогнозам Freedom Finance Global.
Вопросов больше, чем ответов
Какие лизинговые продукты будут востребованы в ближайшей перспективе на рынке подвижного состава и как будет развиваться сегмент подвижного состава в ближайшем будущем? С какими сложностями может столкнуться рынок в следующем году? Какие секторы будут затронуты сильнее всего? Как быстро адаптируются и переориентируются грузовладельцы? Будет ли решена хотя бы часть задач инфраструктуры? Будет ли скидка на тариф в западном направлении? Указанные факторы будут влиять на доходность подвижного состава, скорость сети, потребность в новом парке, говорят участники рынка.
По прогнозам ИПЕМ, в 2023 году железнодорожные грузоперевозки сократятся на 3–4,8%. Это приведет к снижению объема выпуска грузовых вагонов. Эксперты Freedom Finance Global, указывая на дефицит инновационных вагонов, прогнозируют дальнейший спрос на них на рынке подвижного состава.
На данный момент производственные мощности вагоностроителей расписаны практически до середины 2024-го. Поэтому в следующем году дефицит полностью не исчезнет. Но влиять на динамику железнодорожного лизинга в следующем году могут государственные инициативы и проекты, включая те, что могут финансироваться из Фонда национального благосостояния.
«Перспективы развития сегмента на будущие годы являются слабыми вследствие того, что многие лизингополучатели испытывают сложности с перестроением логистических цепочек и бизнеса в целом из-за введенных санкционных ограничений. Будущее развития инновационных вагонов, обладающих повышенным спросом, также находится под вопросом в связи с высокой зависимостью от кассетных подшипников, которые поставлялись компаниями, отказавшимися работать с Россией», – комментирует младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина.
По мнению экспертов НРА, в 2023 году рост рынка лизинга начнется не раньше III квартала: в первые два квартала прогнозируется рецессия, обусловленная перестройкой логистических цепочек и связей.
Источник: rzd-partner.ru